Весна
— время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители
бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на
собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым
рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по
объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным
рекомендациям уважаемых знакомых.
И вот с малышом занимаются с утра до вечера,
так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А
школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный
малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить».
Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает.
Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает.
Даже прописи
освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно,
что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность
к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно
нервничать родителей?
У
любого психологического понятия, как правило, есть своя история.
Сейчас мы уже
привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И
проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности
в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи
или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились
лучше, другие хуже.
Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные,
устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными
оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач.
Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители
уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает.
Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и
получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как
правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать
детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода
выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает
возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала
проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности
решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы,
нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет.
И под этим «лучше» опять понималось
«читать, считать» и т. д.
И опять ничего не получалось. Потому что нельзя
ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки
обучения, игнорируя законы его психологического развития. В
чём же суть «готовности»?
Готовность
– это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых
умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём
неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая
ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности
включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь,
готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не
готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет
участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей,
оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам
университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно
предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует
непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии
перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап
предыдущий. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в
школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые
психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном
возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению
к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к
школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной
продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе),
никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и
извне им управлять невозможно.
Что
отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых,
такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её.
Д.
Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе –
«приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения
на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете
плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки
привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят
её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых,
ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он
способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на
его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском
саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были
придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было
пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем
характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили:
«осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно.
Пять – это три и два. Три убрали, два осталось.
Умеют считать эти малыши?
Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья
составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки.
Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для
этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась
горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик
лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой.
А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос:
«Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка
крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на
лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять.
Но мальчик, добавляют
они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с
ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве
субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что
первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал
не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И,
наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве.
Его
интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона
деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только
что-нибудь делая.
Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача
у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д.
Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у
дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт
с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла
двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой.
Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники
фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось
провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт
воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли
снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления
механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот
такие специфические составляющие школьной готовности. Теперь
надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не
готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто
страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь
идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к
школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что
ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.
Здравствуйте,уважаемая коллега! Замечательная,продуманная статья! Надеюсь,что взрослые читают Ваш блог и можно сделать вид,что прислушиваются.Беготня по школам- не гарантия того,что ребёнок,который "не дозрел"будет усваивать программу.Школа должна быть в шаговой доступности и не являться "камерой хранения".Родительский принцип-устроили,сдали,забыли,а вы учите,не принесёт ожидаемых результатов.А сколько уж раз говорили,что дело не в том,чтобы поднатаскать дитя к 1 классу.Разве дело в этом? Он может считать до миллиарда,знать в совершенстве язык пингвинов,а на уроке и тени произвольного внимания нет,сидит под партой,не принимает никаких рамок или совершенно пассивен так как устал от школы ещё до школы.Уважаемые взрослые,занимайтесь кругозором ребёнка,читайте хорошую русскую литературу,обсуждайте сказки,считайте в игровой форме.Всему своё время.Зачем облегчать свой карман,оплачивая репетиторов? Все знают элементарный состав чисел первого десятка,играйте вместе.Помощь специалиста,по-моему,должна быть чётко направленной,допустим,логопед.Прислушивайтесь к своему воспитателю.Именно она находится с вашим ребёнком в обстановке,которую вы не можете наблюдать.
ОтветитьУдалитьС уважением к вам,Людмила Владимировна.
Уважаемая Елена Анатольевна! Как точно Вы прокомментировали статью! Какие полезные советы дали родителям, читающим мой блог! Заниматься развитием кругозора, играть не в бесполезные, а в развивающие мышление и логику игры, читать наши русские сказки и смотреть наши советские мультфильмы! Во тогда ребенок будет быстро ориентироваться в окружающем пространстве и будет уверен в своих знаниях, потому что они правильные и своевременно "даденные" родителями!
УдалитьДобрый вечер, Людмила Владимировна! Согласна с каждым словом Елены Анатольевны.
ОтветитьУдалитьНадеюсь, что у ваших выпускников все сложится и все будет хорошо при обучении в школе!
Здравствуйте, Надежда Александровна! Очень много сухих консультаций родителям связанных с поступлением в первый класс, а эта прямо взяла за живое. И так в этой статье по полочкам разложено, с такими примерами из жизни, что не рассказать о ней было просто не возможно.
УдалитьОчень полезная для родителей информация с конкретными примерами неготовности к обучению в школе дошкольников!
ОтветитьУдалитьВидите ли, Оксана Дмитриевна, на моих занятиях я получается тоже занимаюсь неким обучением, это просматривается и в заданиях, они довольно сложные для подготовишек. Но к этим сложным заданиям мы шли два
Удалитьгода: очень много играли, сравнивали, рассматривали - это была своеобразная подготовка к дальнейшим сложностям. Поэтому у меня такое двойственное чувство - правильно ли я все делаю, а с другой стороны развитие интеллектуальных способностей детей настолько высоко, что они сами наталкивают меня на поиск таких заданий.
Людмила, мне как педагогу-психологу, очень хотелось... чтобы каждый родитель прочитал эту статью! Чтобы они отчетливее понимали, что они делают и к чему это приводит.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна, отличная статья, нужная и важная. Каждый родитель, который готовится отправить ребенка в школу, просто обязан ее прочитать!!!
ОтветитьУдалитьУважаемая Людмила Анатольевна. Спасибо, очень своевременная и важная статья. Когда идут родители записываться в школу и говорят, что их дети занимаются с репетиторами, меня это просто коробит. Ребенок еще не научился учится, а его уже приучают к тому, что кто-то будет думать за него. Что скрывать, там где деньги платят за обучение -там толку нет! Но ведь сейчас стало модно говорить: "Ребенок у репетитора!" а толку то??!! Не хотят родители себя обременять занятием с детьми.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, благодарю за актуальную статью. Для родителей моих детей коррекционников она очень подходит. Ведь для них самое главное, что бы умели читать (даже не считать), все остальное не обязательно. Я выпускаю еще ежемесячную групповую газету, вот там , с Вашего позволения, эту статью и размещу
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Нелли Анатольевна! Извините, что долго не комментировала Ваш отзыв! Конечно размещайте, пусть родители читают и набираются опыта!
УдалитьДа, статья - шедевр: всё по полочкам, доступно и очень важно для осознания! Спасибо, Людмила Владимировна, что поделились. Беру в закладки...
ОтветитьУдалитьМне статья самой очень понравилась, главное доходчиво описано!
Удалить