7 мая 2015 г.

Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. 
И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить».
Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. 
Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. 
Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. 
Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет.
 И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. 
И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития. В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её.
Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. 
Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. 
Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. 
Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. 
Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности. Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

13 комментариев:

  1. Здравствуйте,уважаемая коллега! Замечательная,продуманная статья! Надеюсь,что взрослые читают Ваш блог и можно сделать вид,что прислушиваются.Беготня по школам- не гарантия того,что ребёнок,который "не дозрел"будет усваивать программу.Школа должна быть в шаговой доступности и не являться "камерой хранения".Родительский принцип-устроили,сдали,забыли,а вы учите,не принесёт ожидаемых результатов.А сколько уж раз говорили,что дело не в том,чтобы поднатаскать дитя к 1 классу.Разве дело в этом? Он может считать до миллиарда,знать в совершенстве язык пингвинов,а на уроке и тени произвольного внимания нет,сидит под партой,не принимает никаких рамок или совершенно пассивен так как устал от школы ещё до школы.Уважаемые взрослые,занимайтесь кругозором ребёнка,читайте хорошую русскую литературу,обсуждайте сказки,считайте в игровой форме.Всему своё время.Зачем облегчать свой карман,оплачивая репетиторов? Все знают элементарный состав чисел первого десятка,играйте вместе.Помощь специалиста,по-моему,должна быть чётко направленной,допустим,логопед.Прислушивайтесь к своему воспитателю.Именно она находится с вашим ребёнком в обстановке,которую вы не можете наблюдать.
    С уважением к вам,Людмила Владимировна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Елена Анатольевна! Как точно Вы прокомментировали статью! Какие полезные советы дали родителям, читающим мой блог! Заниматься развитием кругозора, играть не в бесполезные, а в развивающие мышление и логику игры, читать наши русские сказки и смотреть наши советские мультфильмы! Во тогда ребенок будет быстро ориентироваться в окружающем пространстве и будет уверен в своих знаниях, потому что они правильные и своевременно "даденные" родителями!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Людмила Владимировна! Согласна с каждым словом Елены Анатольевны.
    Надеюсь, что у ваших выпускников все сложится и все будет хорошо при обучении в школе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Очень много сухих консультаций родителям связанных с поступлением в первый класс, а эта прямо взяла за живое. И так в этой статье по полочкам разложено, с такими примерами из жизни, что не рассказать о ней было просто не возможно.

      Удалить
  3. Очень полезная для родителей информация с конкретными примерами неготовности к обучению в школе дошкольников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видите ли, Оксана Дмитриевна, на моих занятиях я получается тоже занимаюсь неким обучением, это просматривается и в заданиях, они довольно сложные для подготовишек. Но к этим сложным заданиям мы шли два
      года: очень много играли, сравнивали, рассматривали - это была своеобразная подготовка к дальнейшим сложностям. Поэтому у меня такое двойственное чувство - правильно ли я все делаю, а с другой стороны развитие интеллектуальных способностей детей настолько высоко, что они сами наталкивают меня на поиск таких заданий.

      Удалить
  4. Людмила, мне как педагогу-психологу, очень хотелось... чтобы каждый родитель прочитал эту статью! Чтобы они отчетливее понимали, что они делают и к чему это приводит.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Людмила Владимировна, отличная статья, нужная и важная. Каждый родитель, который готовится отправить ребенка в школу, просто обязан ее прочитать!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Людмила Анатольевна. Спасибо, очень своевременная и важная статья. Когда идут родители записываться в школу и говорят, что их дети занимаются с репетиторами, меня это просто коробит. Ребенок еще не научился учится, а его уже приучают к тому, что кто-то будет думать за него. Что скрывать, там где деньги платят за обучение -там толку нет! Но ведь сейчас стало модно говорить: "Ребенок у репетитора!" а толку то??!! Не хотят родители себя обременять занятием с детьми.

    ОтветитьУдалить
  7. Людмила Владимировна, благодарю за актуальную статью. Для родителей моих детей коррекционников она очень подходит. Ведь для них самое главное, что бы умели читать (даже не считать), все остальное не обязательно. Я выпускаю еще ежемесячную групповую газету, вот там , с Вашего позволения, эту статью и размещу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Извините, что долго не комментировала Ваш отзыв! Конечно размещайте, пусть родители читают и набираются опыта!

      Удалить
  8. Да, статья - шедевр: всё по полочкам, доступно и очень важно для осознания! Спасибо, Людмила Владимировна, что поделились. Беру в закладки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне статья самой очень понравилась, главное доходчиво описано!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.