14 марта 2015 г.

Занимательная математика для дошкольников.

Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему совсем не понятно то, что ему говорят? Полюбит ли ребенок в школе алгебру и геометрию, если в детском саду на занятиях по математике ему было скучно? Но, не смотря на сложности, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Обучение будет продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, т. е. когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми раннее, помогают им решить практическую задачу. Таким образом, усвоение знаний проходит легче и быстрее.

Основное усилие и воспитателей и родителей должно быть направлено на то, чтобы развить у ребенка умение самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию, не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а так же воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
Прежде чем перейти к практическому материалу, т. е. непосредственно к дидактическим играм, способствующим развитию у дошкольников математических способностей или просто развитию у них интереса к математике, хотелось бы кратко познакомить родителей с математическими областями и категориями, которые доступны понятию ребенка дошкольника и, что является фундаментом обучения в начальной школе.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. 
И обучение необходимо строить по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше – меньше, равенство – неравенство.
Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; 
она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.
Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения относительно субъекта. 
Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретенный ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед – назад, вверху – внизу, справа – слева.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления).
Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. 
Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. 
Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах, об отношениях между последовательными числами.
В настоящее время промышленностью выпускается огромное количество дидактических игрушек, большое разнообразие настольных игр различного характера. Это все облегчает работу педагогам. А родители зачастую просто откупаются игрушками от ребенка. 
Но основная проблема сегодняшнего времени – у родителей не хватает времени, а подчас и желания для занятий со своим ребенком.
Для дидактических этих игр не нужно выделять специально время. Главное, чтобы ваш малыш имел желание для так называемых игр-занятий, находился в спокойном состоянии. 
А родители не должны заставлять, им нужно предложить, привлечь внимание, заинтересовать ребенка игрой.

В заключении мне хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что даже если вы видите, что у ребенка нет способностей к математике, все равно нужно заниматься с ребенком. Ведь цель этих игр не только и ни сколько познакомить дошкольников с математическими понятиями, а прежде всего, расширить знания ребенка об окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость. И конечно не стоит забывать о настольных играх, конструкторах, пазлах, которые в огромном количестве выпускаются промышленностью. Так же предоставляйте ребенку возможность работать с бумагой и карандашами. И не важно, что ваш ребенок просто режет бумагу или вырезает замысловатые силуэты, складывает простую «гармошку» из бумаги или может сложить сложные фигурки технике оригами все это идет ему на пользу – ведь ребенок учиться, развивается, у него зарождаются увлечения.

8 комментариев:

  1. Спасибо, Людмила Владимировна. :) Прочитала всё тщательно, ещё раз обратив внимание на то, а правильно ли я всё делаю. Вроде так. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! У Вас столько творческих идей и такой творческий потенциал, что неправильно сделать просто невозможно, любую дидактическую игру так преподнесете, что нам педагогам и не снилось!

      Удалить
  2. Важную тему Вы затронули, значимую. Действительно, своевременное привитие интереса к предмету только поможет в освоении школьного курса математики.
    Я с дочуркой весь окружающий мир "преломляла" под математику: считали светофоры, встречные трамваи, голубей, когда их кормили. На песке рисовали геометрические фигуры, разбивали их на части, даже резали торт...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с Вами согласна, Анна Борисовна, знакомство с математикой и начинается со счета пальчиков,ушек, глазок, ручек а как же по-другому. Забрали ребеночка из сада, иди себе по дороге и придумывай задания, все на пользу!

      Удалить
  3. Людмила, очень познавательная статья. Хотелось чтобы детки полюбили математику и точные науки. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте,Людмила Владимировна! Иногда удивляет появление того момента,когда малышу становится математика не по силам.Ведь математическими понятиями кроха оперирует в очень раннем детстве.Достаточно понаблюдать,как малыши из двух предложенных яблок,допустим,выбирают глазками большее и берут.Многое в них уже заложено,далее надо грамотно развивать,не напугать,не отбить охоту,чтобы не превратить царицу наук в зубрёжку (и этого не избежать!)Грамотно поступаете Вы и родители,общаясь посредством блога.А как преподаватель начального звена ,могу добавить,что дети моего класса в прошлом году почему-то неважно ориентировались в пространстве.Удачи Вам!
    С уважением к вам и вашей работе,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наверное момент, когда математика становится не по силам, скорее всего связан со средним звеном в школе, когда начинается изучение алгебры и геометрии. Наверное в начальных классах большее мастерство в преподавании математики ложиться на плечи учителей, они же вторые мамы, которые придумывают различные игры, развлечения связанные с определенными темами, для них важно в понятной форме донести необходимую информацию, вот деткам и нравится математика на этом этапе. А вот уже дальше учителя, видя перед собой повзрослевших детей, наверное не особенно стараются интересно объяснить тему, так как это делает Лилия Павловна Казанцева на своих уроках географии, вот уж где творческий подход и умение раскрыть потенциал ученика. Может в точных науках это сделать и трудно, но ведь есть учителя, у которых дети с нетерпением ждут урока математики, только их единицы. Спасибо Вам за интересный комментарий!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.