Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является
стремительное возникновение информационных технологий во все сферы жизни.
Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему популярной
телепередачи.
И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными
новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от
«компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и
стремились к нему.
Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер
для ребенка?
Игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. В чем же его особенность?
Чем он отличается от любой другой игрушки?
Игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. В чем же его особенность?
Чем он отличается от любой другой игрушки?
Компьютер является интерактивным средством.
Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая
назначение при смене программы.
Компьютер – дополнительное педагогическое
средство развития ребенка.
Компьютер – многовариантный дидактический
материал.
Как видно из всего вышеизложенного – компьютер,
действительно необычная игрушка.
Но вот вопрос: способствует ли он развитию
ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как
сторонники так и противники применения компьютера в деятельности детей
дошкольного возраста. И соответственно, можно выделить его положительные и
отрицательные стороны.
«Плюсы»
|
«Минусы»
|
Компьютер:
|
|
Вызывает положительный интерес к новой технике
|
Полностью захватывает сознание ребенка
|
Развивает творческие способности
|
Отрицательно влияет на физическое развитие детей
|
Устраняет страх перед новой техникой
|
Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во
что бы то ни стало добиться победы
|
Формирует психологическую готовность к овладению
компьютерной грамотностью
|
Содержание игр провоцирует проявления детской агрессии,
жестокости
|
Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя
совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального
|
Снижает интеллектуальную активность детей за счет
развлекательного содержания игр
|
Воспитывает внимательность, сосредоточенность
|
Ухудшает зрение ребенка
|
Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой
|
Способствует возникновению нарушений осанки
|
Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы,
величины
|
Способствует развитию гиподинамии
|
Развивает элементы наглядно – образного и логического
мышления
|
Вызывает игровую и Интернет - зависимости
|
Тренирует внимание и память
|
|
Развивает быстроту действий и реакций
|
|
Воспитывает целеустремленность
|
Положительное влияние на ребенка компьютера исследовали многие
ученые. Они выяснили, что компьютер выполняет функцию создания
неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но
при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих
возможностей ребенка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е.В.Зворыгиной,
заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры
позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других
видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего
творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку
реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях
не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца
или стереотипного способа его реализации.
Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за
счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности,
активного вовлечения ребѐнка в учебный процесс. Компьютер даѐт ребѐнку
возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать
решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
Компьютер способен стать эффективным средством развития
ребѐнка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в
какие игры играют наши дети.
А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют
следующие их виды:
Игры типа «убей их всех», в которых главный
герой должен победить врагов, кем бы они ни были.
Игры – приключения, в которых герой как бы
проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой
ситуации в виде мультфильма.
Игры стратегические, в которых требуется
принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
Развивающие игры, которые способствуют
познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим
играм.
Обучающие игры, способствующие усвоению детьми
навыков чтения, элементарных математических представлений, и т.д.
Диагностические, применяемые специалистами для
выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и
т.д.
Графические игры, связанные с рисованием,
конструированием.
Среди такого многообразия игр,
родителям очень трудно выбрать подходящую для своего ребенка.Специалистами
разработаны следующие требования, предъявляемые к компьютерной игре для
детей дошкольного возраста.
В игре не должно быть текстовой информации о
ходе и правилах игры.
Функцию разъяснения выполняют специальные символы или
звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность
действий.
Могут
использоваться буква или отдельные слова, написанные буквами больших размеров,
больше чем традиционный шрифт компьютера.
Изображения
на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и
отвлекающих деталей.
Темп
движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а
количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
В
обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
Нежелательно применение системы оценок в
баллах.
Лучше,
если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.
Но важно не только правильно выбрать игру.
Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером
вот несколько правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при
организации игровой деятельности детей с компьютером.
·
Ребенок
может работать за компьютером не более 15 минут в день.
·
Лучше играть
в компьютерные игры в первой половине дня.
·
В течении
недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
·
Комната,
в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
·
Мебель
(стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
·
Расстояние от глаз ребенка до монитора не
должно превышать 60 см.
·
В
процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил
правильной осанки ребенком.
·
После
игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
·
Игровую
деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
·
Таким образом, можно сделать вывод, что
рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития
ребенка.
Здравствуйте, Людмила Владимировна!
ОтветитьУдалитьПотрясающая статья - всё разложено по полочкам. А Вы как считаете, с какого возраста с детками нужно говорить о правилах поведения в Интернете, о безопасности, об играх? Мы, школьные учителя, думаем, что надо начинать ещё в начальных классах. Но как думаете Вы? Меня больше и больше беспокоит зависимость детей от игр... А после такого сообщения в блоге класса стало вообще страшновато: http://nashaklass.blogspot.ru/2014/02/blog-post_24.html
Здравствуйте, Лилия Павловна! Я прочла статью из Вашего классного блога и это поразило меня. Конечно же говорить о правилах пользования интернетом надо не только в начальных классах, но уже в дошкольном детстве, объясню, почему.Правильное использование интернета ребенком, эта такая же привычка, как и правильно держать ложку во время обеда, культура поведения за столом,правильно вести себя в саду, в школе. К этому надо приучать ребенка и воспитывать хорошее и правильное отношение к этому. В посте о мальчике, который был зависим от компьютера, прозвучала фраза: "Благодаря телеведущим на короткое время удалось добиться определенного улучшения ситуации, но затем из-за безразличного отношения матери всё вернулось к тому,с чего начиналось". Значит к такой ситуации сама мама привела ребенка, ей было удобно "выключать" сына с помощью компьютера, иди, мол, сынок, поиграй, а я займусь важным для меня делом.Только жесткий контроль со стороны родителей и правильное воспитание способны давать ребенку "кредит доверия" от родителей, если они верят и видят что их начинания не прошли мимо "чада", можно доверить ребенку и самостоятельно посещать интернет, но и данном случае продолжать контролировать его. Можно сравнить привитие правильных жизненных позиций ребенку со склонным к полноте людям. Если мама видит, дочери нельзя много кушать булочек, потому, что она располнеет и ее не возьмут в шоу-балет "Тодес", я не думаю, что мама будет закармливать дочь тортиками, а со временем и сама подрастающая леди будет следить за тем, что класть в рот, что-бы не растолстеть.Так и с компьютером: надо сначала приучить правильно "питаться" плодами всемирной сети, а уж потом и сбавить контроль. Вот как-то так.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Согласна со всеми плюсами и минусами, а так же правилами работы с компьютером. Еще бы добавила к 15 минутам работы на компьютере: обязательное присутствие взрослого, в случае задержки от отведенного времени (даже на чуть-чуть) лишение игры на следующий день. Это мое мнение и этих правил я всегда придерживалась (когда собственный ребенок ходил в школу)
ОтветитьУдалитьПолностью с Вами согласна, если родители не будут "кидать" детей самостоятельно выбирать что им нужно, а желательно присутствовать при этом, будет всем хорошо: и родителям в будущем и тем более ребенку!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна. Интересный материал и его подача. Спасибо, обязательно порекомендую родителям, с Вашего позволения сделаю ссылку в Родительском всеобуче на сайте школы.
ОтветитьУдалитьЯ тоже у себя в блоге вела на эту тему разговор, беседу с ребятишками , разговариваю с родителями. Даже вот сегодня на общешкольном родительском собрании опять поднимаем тему "Ребенок, компьютер, интернет..." Все можно, но в меру, под родительским присмотром. Детей нельзя оставлять один на один с компьютером, затягивает...
Здравствуйте, Анна Борисовна, сейчас отвечала Лилии Павловне на вопрос, и говорила о контроле, причем в некоторых случаях и жестком.
Удалить