Рассеянность
- этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие
сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при
наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и
исполнительным. Обычно рассеянность - результат неправильного воспитания. Если
ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык
заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если
родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его
забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведения дошкольника
появляются неорганизованность и рассеянность.
Эти качества
особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику
трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не
выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные
положения. Что можно сделать,
чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его
рассеянность?
Прежде всего, не
следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость,
неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении,
учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий
режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует
сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца.
Приучая ребенка к
выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его
действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится
ответственно относиться к различным обязанностям.
Для воспитания
сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить
то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты детской
рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто
отвлекается от занятий. Но в это же время в соседней комнате они включают
магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и
заглядывает к ним. Важно не отвлекать, детей от дела, уважать их работу.
Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходятся
приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется
«помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых
обстоятельствах.
Проявить
сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило,
увлекло. Он любят мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными,
следить за своим аквариумом и. т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают
ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить
кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности.
Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны,
что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему
самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать
детей длительными, монотонными занятиями.
Внимательность,
сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре.
Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
«Ты спишь с открытыми глазами?»
«С неба падают шоколадки?»
«Брюки надевают на голову?»
«Человек спит в собачьей будке?»
«Нос нужен для того, чтобы
слышать?»
«Хлеб пекут в холодильнике?»
«Тяжелая гиря может плыть по реке?
«Птицы долетают до Луны?»
«Ты умеешь летать?»
«Сладкое — это невкусная еда?»
«Найди отличия»
Для игры вам потребуются парные карточки (см.
образец ниже).
Сравнивая карточки, ребенок должен найти
указанное количество отличий в знаках.
Вариант 1
Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.
Вариант 2
Рассмотри внимательно и найди 5
отличий.
Вариант 3
Рассмотри внимательно и найди 6
отличий.
Вариант 4
Рассмотри внимательно и найди 6
отличий.
Иногда рассеянность ребенка
вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В таком случае
укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность
вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка.
Здесь уже все зависит от обстановки
в семье, от взаимоотношений между родителями. Если состояние рассеянности
систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту
характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например,
рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении в людьми
– с нетактичностью и эгоизмом, рассеянность в быту – с
неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует
внимательно относится к психическим состояниям своих детей и правильно их
оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его
от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на
что они направлены.
Воспитание у детей воли, чувства
ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает
рассеянность.
Хочу предложить Вам развивающие
онлайн флеш-игры на тренировку памяти для детей 6-7 лет.
Здравствуйте, Людмила Владимировна! Как раз отсутствие сосредоточенности и внимания характеризует моих подопечных, и предложенные Вами игры пригодятся. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЛюдмила, спасибо за консультацию, а за игры - отдельное спасибо! Возьму в копилку, для подготовишек, они все читающие, справятся :)
ОтветитьУдалитьБыло бы хорошо, что бы родители взяли на заметку игры и прислушались к советам, наблюдали за ребенком, разговаривали с ним, контролировали его режим дня и другие процессы. Тогда и детки были бы повнимательнее.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо за интересный материал. Ведь рассеянностью страдают, к сожалению, не только дети, но и взрослые. Очень понравились предложенные задания. Я вспомнила сразу, как в детстве мы с бабушкой играли в подобную игру. Раскладывали много разных предметов на столе, их нужно было запомнить, потом я выходила из комнаты, а бабушка меняла местами вещи или прятала что-то. А я должна была определить, что изменилось.
ОтветитьУдалитьНаши дорогие, милые бабушки!!! Сколько всего интересного они находили: и вырезали, и клеили, и вязали и многое, многое, многое.А сейчас бабушкам некогда, мамам некогда и поиграть с ребенком некому. А ведь игры такие простые и выдумывать ничего не надо - залез в интернет и поиграл!
Удалить