28 марта 2015 г.

Как преодолеть рассеянность у ребенка?

Рассеянность - этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным. Обычно рассеянность - результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведения дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность. 
Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения. Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца.
Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это же время в соседней комнате они включают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать, детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходятся приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любят мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и. т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре.

 «Не говори „нет"».
Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
«Ты спишь с открытыми глазами?»
«С неба падают шоколадки?»
«Брюки надевают на голову?»
«Человек спит в собачьей будке?»
«Нос нужен для того, чтобы слышать?»
«Хлеб пекут в холодильнике?»
«Тяжелая гиря может плыть по реке?
«Птицы долетают до Луны?»
«Ты умеешь летать?»
«Сладкое — это невкусная еда?»

«Найди отличия»
Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).
Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.
Вариант 1
Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.
Вариант 2
Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.
Вариант 3
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Вариант 4
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В таком случае укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка. 
Здесь уже все зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями. Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении в людьми – с нетактичностью и эгоизмом,  рассеянность в быту – с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует внимательно относится к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.
Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.
Хочу предложить Вам развивающие онлайн флеш-игры на тренировку памяти для детей 6-7 лет.

5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Как раз отсутствие сосредоточенности и внимания характеризует моих подопечных, и предложенные Вами игры пригодятся. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, спасибо за консультацию, а за игры - отдельное спасибо! Возьму в копилку, для подготовишек, они все читающие, справятся :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Было бы хорошо, что бы родители взяли на заметку игры и прислушались к советам, наблюдали за ребенком, разговаривали с ним, контролировали его режим дня и другие процессы. Тогда и детки были бы повнимательнее.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо за интересный материал. Ведь рассеянностью страдают, к сожалению, не только дети, но и взрослые. Очень понравились предложенные задания. Я вспомнила сразу, как в детстве мы с бабушкой играли в подобную игру. Раскладывали много разных предметов на столе, их нужно было запомнить, потом я выходила из комнаты, а бабушка меняла местами вещи или прятала что-то. А я должна была определить, что изменилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наши дорогие, милые бабушки!!! Сколько всего интересного они находили: и вырезали, и клеили, и вязали и многое, многое, многое.А сейчас бабушкам некогда, мамам некогда и поиграть с ребенком некому. А ведь игры такие простые и выдумывать ничего не надо - залез в интернет и поиграл!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.