24 октября 2015 г.

Как услышать своего ребенка.

Некоторые родители, прочитав такой совет, — "Слушайте своего ребенка!" — недоуменно пожмут плечами и скажут: "Так мы только и делаем, что слушаем его. Уже устали слушать!" Но почему-то многие дети жалуются на то, что родители их совсем не слушают. И почти ничего не слышат из того, что говорят дети. Да, уважаемые родители, очень часто нам лишь кажется, что мы слушаем своих детей, а на самом деле — это далеко не так. Ведь слушать — это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. 
Это, во-первых, понимать их значение, сосредотачиваясь на этом и никуда не отвлекаясь в момент слушания. И, во-вторых, это — стремление понять говорящего, его личное отношение к данной теме, его чувства и эмоции, его состояние. Думается, Вы, родители, во время слушания своего ребенка совершаем много разных ошибок. Вот некоторые их них.
Ошибка первая. Перебиваем ребенка, не дослушав его до конца.
Диалог № 1.
Ребенок: Эх, мам, ну и контрольная у нас сегодня была по математике! Такая трудная! Страх! Я ...
Мама: Ты все решил?
Ребенок: Мам, погоди, я перед контрольной с Павликом договорился, что мы особыми сигналами и знаками будем сверять ответы в каждом задании. Павлик тоже сидит на моем варианте. И вот ...
Мама: Ты мне скажи, ты все решил?
Ребенок: Мам, да послушай! И вот мы с Павликом после первых двух решенных примеров стали сверять ответы, а тут ...
Мама: Ты можешь мне ответить на простой вопрос?! Ты все решил или нет?
Ошибка вторая. Отмахиваемся от темы сообщения ребенка, как незначительной, неважной, нестоящей внимания.
Ошибка третья. "Читаем" мысли ребенка на расстоянии и делаем из высказывания ребенка свои выводы и умозаключения, которые тут же озвучиваем, не дослушав ребенка.
Диалог № 2.
Ребенок: Мама, представляешь, а у нас сегодня классный час отменили.
Мама: А ты, конечно, обрадовался и скорее бежать с друзьями за школу в футбол играть.
Ребенок: Вообще-то я так расстроился! Ведь я приготовил к классному часу доклад про египетские пирамиды и три толстые книжки в школу принес для этого доклада. А классного часа не было.
Мама: Вечно ты жалуешься, что у тебя портфель тяжелый!
Обычно родители, которые занимаются чтением мыслей на расстоянии, не слушают ребенка и не вникают в его эмоции и чувства. Они строят собственные умозаключения и делают "далеко идущие" выводы, основанные на их взглядах, чувствах, эмоциях и на их мироощущении. Такие родители не пытаются понять, что именно чувствует их ребенок. Им даже в голову не приходит, что у ребенка могут быть совсем другие чувства и эмоции, а, следовательно, могут получиться совсем иные умозаключения и выводы из любой жизненной ситуации, о которой идет речь. Человеку вообще свойственно судить по себе: "Раз я так думаю и чувствую, значит, так и все другие люди, а уж тем более, мой ребенок". Рассуждать подобным образом легко и удобно. А трудно — вслушиваться в слова другого человека, пытаясь понять, что он чувствует в данной ситуации.
Ошибка четвёртая. Не проявляем заинтересованности в разговоре.
Диалог № 3.
Ребенок: Мам, что я тебе сейчас расскажу! Марь Иванна про летнюю поездку на Черное море говорила. Мы можем в августе всем классом туда поехать. Представляешь?!
Мама: Давай быстро, мой руки и садись обедать!
Ребенок: Мам, она сказала, если более 15 человек наберется, то поездка недорогая для каждого получится.
Мама: Ешь с хлебом. Осторожно, суп горячий.
Ребенок: Мама, ты слышишь, что я тебе говорю?!
Мама (продолжая делать что-то на кухне): Да слышу-слышу! Ешь!
Ошибка пятая. Планируем и соображаем, что мы скажем в ответ ребенку; как ему возразим, какую систему доводов приведем, вместо того, чтобы просто внимательно слушать.
Не вникая в суть рассказа ребенка, к примеру, о намечающейся в школе поездке летом на Черное море, мы мысленно выстраиваем систему доказательств и аргументов, почему нашему ребенку туда ехать нельзя, и отчего ничего с поездкой не получится.
Ошибка шестая. Размышляем о своем во время разговора с ребенком.
Ребенок нам что-то рассказывает, объясняет, описывает. А мы молчим, не перебивая его, вроде бы слушаем. Но, на самом деле, мы глубоко погружены в свои собственные думы. Мы прикидываем, как дотянуть до следующей зарплаты, или где найти хорошего стоматолога, или как лучше построить разговор со своим начальником, или ... В общем, темы наших размышлений могут быть самыми разными. Разумеется, у нас, взрослых, много проблем, некоторые из которых требуют незамедлительного решения. Но, уважаемые взрослые, неужели мы с вами не может найти хотя бы немного времени (но ежедневно!), чтобы внимательно выслушать собственного ребенка?!
Ошибка седьмая. Сразу все критикуем и отрицаем из того, что предлагает ребенок.
Во время разговора с ребенком по любому поводу высказываем свои критические замечания и отрицательные суждения. В таком случае мы, взрослые, абсолютно уверены в собственной правоте. Мы свято верим в принцип: родители всегда правы, а дети всегда неправы. Мы не допускаем мысли, что у ребенка может быть свое мнение, суждение, свое восприятие по какому-либо вопросу. Ведь ребенок должен думать, чувствовать и рассуждать, как это делаем мы, его родители. Свою задачу в разговоре с ребенком мы видим в том, чтобы опровергнуть его мнение или суждение и навязать ему наше. Мы не оставляем за ним права быть другим человеком.
Ошибка восьмая. Подвергаем речевые сообщения ребенка своей цензуре, выбирая по своему усмотрению то и концентрируясь на том, что лично нам значимо и важно в данный момент, а не то, что актуально для ребенка.
Диалог № 4.
Дочь: Мама, такой день рождения у Светы был! Так все было классно! Представляешь, мы все сами организовывали у нее в квартире.
Мама: А что же, взрослых не было что ли во время вашей этой вечеринки?
Дочь: Мам, знаешь, мы сами салаты нарезали на кухне и мороженое сами делали. У Светки такой прибор есть — электромороженица называется.
Мама: Нет, подожди, а кто из взрослых — Светины родители, бабушка, сестра — кто вам помогал?
Дочь: Мам, так этот прибор — он такое вкусное мороженое делает, просто класс! А потом туда надо шоколад и орехи докладывать, а можно сироп или кокосовую стружку.
Мама: Ты не ответила на мой вопрос — кто из взрослых помогал вам готовить и вообще находился в квартире во время вечеринки.
Дочь: Мам, да все Светины родственники там были — родители, бабушка с дедушкой, сестра и тетя ее. Мам, да я не об этом. Мне так мороженое понравилось. Ты бы какое хотела мороженое — ванильное, с орехами и шоколадом или с кокосовой стружкой?
Мама: Мороженое, наверное, холодное было. Как бы у тебя горло не заболело. Дочь: Да нет, мам не заболит! А мы можем на мой день рождения разного мороженного на стол поставить для моих гостей? Я хочу, чтобы много было и разного!
Мама: А ты что же, много мороженного там съела?! Ну вот, теперь точно горло заболит, и будешь кашлять!
Дочь: Мама, да ничего у меня не заболит! Слушай, мам, а после мороженного мы все во двор гулять пошли, на горку кататься. У них там такая горка классная есть во дворе, специально залитая для детей.
Мама: А ты застегнулась, когда на улицу пошла? А шарф два раза вокруг шеи обмотала? Варежки надела?
Дочь: Да надела-надела! (Девочка отходит от матери и замолкает).
Ошибка девятая. Сразу же по ходу любого речевого сообщения даем ребенку свои советы, инструкции, указания. Это значит, что мы, взрослые, опять не слушаем своих детей, а вместо этого советуем им что-то, бесконечно инструктируем и поучаем их.
Ошибка десятая. Стремимся быть всегда правыми и выйти из любого разговора победителем.
В любом разговоре мы никогда не меняем своего мнения. Всегда настаиваем на своем. Не признаем собственных ошибок перед ребенком. Ни за что перед ним не извинимся. Ни в чем не уступаем. А только стоим на своем, давим, наезжаем, упорствуем и настырничаем.
Правило родительского движения по жизни: родителям вовсе не обязательно всегда оказываться правым в споре или разговоре с ребенком. Главное — быть терпимым и умным!
Ошибка одиннадцатая. Во время разговора с ребенком мы тут же начинаем высказывать свои собственные суждения, к сожалению, очень часто - резко отрицательные и критичные. В любом разговоре мы так часто осуждаем и своего ребенка, и других людей, навешиваем ярлыки, бесконечно морализируем и критикуем всех и вся вокруг.
Ошибка двенадцатая. Сравниваем своего ребенка с другими не в его пользу.
Ошибка тринадцатая. Угрожаем ребенку, оскорбляем и унижаем его, обвиняя во всем.
Вместо упреков и обвинений в адрес ребенка:
"Ты мне все нервы измотал!"
"Ты меня замучил своими двойками и проблемами в школе!"
"Ты мне совсем не помогаешь по дому!"
Поговорите не о ребенке, а о себе, о своих чувствах и эмоциях:
"Я так нервничаю!"
"Я очень переживаю за все эти проблемы в школе и очень расстраиваюсь из-за плохих оценок!"
"Я бы хотела, чтобы ты мне помогал по дому. Мне так тяжело делать одной все дела после работы. Я сильно устаю".
Один из самых трудновыполнимых советов для родителей: Не перебивайте своего ребенка! Так просто! И как трудно! Попробуйте сами! Лично у меня не всегда это получается!
Молчите и слушайте!
Слушайте и понимайте!
Просто советы и одновременно призывы.
Просто слушайте своих детей, уважаемые родители!
Слушайте и не перебивайте!
Слушайте и ни на что не отвлекайтесь!
Слушайте и сочувствуйте, сопереживайте!
Слушайте и проявляйте неподдельный интерес!
Слушайте и не критикуйте!
Слушайте и уважайте чувства своего ребенка!
Слушайте и не поучайте!
Слушайте и не занудствуйте!
Слушайте и понимайте!
Слушайте и воспринимайте!
Слушайте и принимайте чувства и эмоции своего ребенка!
Слушайте и принимайте его, как личность!
Слушайте своего ребенка внимательно!
Слушайте своего ребенка бесконечно!

Слушайте его всегда!

Ссылки на очень полезные статьи для родителей:

20 комментариев:

  1. Людмила,здравствуйте! Очень нужный пост! Спасибо! Это прямо материал для уголка родителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Алена Валерьевна! Очень хотелось, чтобы именно родители почитали это сообщение, так много невнимания со стороны родителей в наше время, хочется напомнить им, что это ваши дети, будьте к ним внимательны :-B

      Удалить
  2. Спасибо, Людмила Владимировна, за полезную информацию. С Вашего позволения отправляю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно отправляйте, рада, что информация будет востребована!

      Удалить
  3. Добрый день, Людмила Владимировна! Очень полезные советы. Действительно - умение слушать дорогого стоит, и не только детей, но и взрослые друг друга часто не умеют слушать. Спасибо, что поделились, беру в свою копилку.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слушать и слышать - это две большие разницы, иногда слышать своего ребенка бывает очень трудно!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Как это важно, уметь слушать и слышать своего ребенка! Спасибо за полезные советы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Может родители почитают и будут более внимательнее к своим малышам :)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Благодарю за отличный материал, с Вашего позволения, размещу в родительском уголке. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, Жанна Витальевна, если сообщение пригодится :-h

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Владимирона!
    Абсолютно согласна с коллегами - очень нужный и важный материал! В век информационных технологий и суеты многие люди разучились слушать собеседника,а многие, слушая, не слышат!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мало того, что не слышат, просто и не пытаются, болтают по телефону, или кричат: "Ты меня достал своими вопросами". А потом будут локти кусать, но будет поздно, дети их не будут слушать и слушаться!

      Удалить
  7. Людмила Владимировна, спасибо вам за эту чудесную статью! Я, как социальный педагог, очень часто имею дело с семьями, где родители и дети не хотят услышать друг друга, грустно всё это... Обязательно воспользуюсь этим материалом!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Александровна! Я сама, когда нашла это сообщение, была удивлена, как точно описаны все ошибки взрослых, прямо из жизни взяты! Надо срочно делать работу над ошибками тому, у кого они есть!

      Удалить
  8. Людмила, полезная и всегда актуальная информация. Собрала главные моменты, на которые очень важно обращать внимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, спасибо за отклик, на самом деле интересная и полезная информация :)

      Удалить
  9. Добрый вечер, Людмила Владимировна! Интересный материал. Нужно будет завтра на работе распечатать. Вторник-среда - родительские собрания... Памятки родителям, что ли изготовить?... Наверное, так и сделаю!
    Спасибо! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Памятка родителям - хорошая вещь, делайте так, как считаете нужным :) Спасибо, что заглянули :-h

      Удалить
  10. Очень понравилась статья. Анализировала себя и задавала вопрос: всегда ли я слышу своего ребенка? Казалось слышу, а оказалось - не всегда. Обязательно размещу статью в родительском уголке. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Конечно же мы не всегда, в силу причин, можем выслушать своих близких, но речь идет о постоянном невнимании к детям, о постоянных ошибках у взрослых, поэтому в данном случае нужно анализировать, как вы, Нелли Анатольевна и стараться не делать этих ошибок!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.