Некоторые
родители, прочитав такой совет, — "Слушайте своего ребенка!"
— недоуменно пожмут плечами и скажут: "Так мы только и делаем,
что слушаем его. Уже устали слушать!" Но почему-то многие дети жалуются на
то, что родители их совсем не слушают. И почти ничего не слышат из того, что
говорят дети. Да, уважаемые родители, очень часто нам лишь кажется, что мы
слушаем своих детей, а на самом деле — это далеко не так. Ведь слушать — это не
только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы.
Это, во-первых, понимать их значение, сосредотачиваясь на этом и никуда не отвлекаясь в момент слушания. И, во-вторых, это — стремление понять говорящего, его личное отношение к данной теме, его чувства и эмоции, его состояние. Думается, Вы, родители, во время слушания своего ребенка совершаем много разных ошибок. Вот некоторые их них.
Это, во-первых, понимать их значение, сосредотачиваясь на этом и никуда не отвлекаясь в момент слушания. И, во-вторых, это — стремление понять говорящего, его личное отношение к данной теме, его чувства и эмоции, его состояние. Думается, Вы, родители, во время слушания своего ребенка совершаем много разных ошибок. Вот некоторые их них.
Ошибка
первая. Перебиваем ребенка, не дослушав его до конца.
Диалог
№ 1.
Ребенок:
Эх, мам, ну и контрольная у нас сегодня была по математике! Такая трудная!
Страх! Я ...
Мама:
Ты все решил?
Ребенок:
Мам, погоди, я перед контрольной с Павликом договорился, что мы особыми
сигналами и знаками будем сверять ответы в каждом задании. Павлик тоже сидит на
моем варианте. И вот ...
Мама:
Ты мне скажи, ты все решил?
Ребенок:
Мам, да послушай! И вот мы с Павликом после первых двух решенных
примеров стали сверять ответы, а тут ...
Мама:
Ты можешь мне ответить на простой вопрос?! Ты все решил
или нет?
Ошибка
вторая. Отмахиваемся от темы сообщения ребенка, как незначительной,
неважной, нестоящей внимания.
Ошибка
третья. "Читаем" мысли ребенка на расстоянии и
делаем из высказывания ребенка свои выводы и
умозаключения, которые тут же озвучиваем, не дослушав ребенка.
Диалог
№ 2.
Ребенок:
Мама, представляешь, а у нас сегодня классный час отменили.
Мама: А
ты, конечно, обрадовался и скорее бежать с друзьями за школу в футбол играть.
Ребенок:
Вообще-то я так расстроился! Ведь я приготовил к классному часу доклад про
египетские пирамиды и три толстые книжки в школу принес для
этого доклада. А классного часа не было.
Мама:
Вечно ты жалуешься, что у тебя портфель тяжелый!
Обычно
родители, которые занимаются чтением мыслей на расстоянии, не слушают ребенка и
не вникают в его эмоции и чувства. Они строят собственные умозаключения и
делают "далеко идущие" выводы, основанные на их взглядах, чувствах,
эмоциях и на их мироощущении. Такие родители не пытаются понять, что именно
чувствует их ребенок. Им даже в голову не
приходит, что у ребенка могут быть совсем другие
чувства и эмоции, а, следовательно, могут получиться совсем иные умозаключения
и выводы из любой жизненной ситуации, о которой идет речь.
Человеку вообще свойственно судить по себе: "Раз я так думаю и чувствую,
значит, так и все другие люди, а уж тем более, мой ребенок".
Рассуждать подобным образом легко и удобно. А трудно — вслушиваться в слова
другого человека, пытаясь понять, что он чувствует в данной ситуации.
Ошибка
четвёртая. Не проявляем заинтересованности в разговоре.
Диалог
№ 3.
Ребенок:
Мам, что я тебе сейчас расскажу! Марь Иванна про летнюю поездку на Черное
море говорила. Мы можем в августе всем классом туда поехать. Представляешь?!
Мама:
Давай быстро, мой руки и садись обедать!
Ребенок:
Мам, она сказала, если более 15 человек наберется, то
поездка недорогая для каждого получится.
Мама:
Ешь с хлебом. Осторожно, суп горячий.
Ребенок:
Мама, ты слышишь, что я тебе говорю?!
Мама
(продолжая делать что-то на кухне): Да слышу-слышу! Ешь!
Ошибка
пятая. Планируем и соображаем, что мы скажем в ответ ребенку;
как ему возразим, какую систему доводов приведем,
вместо того, чтобы просто внимательно слушать.
Не
вникая в суть рассказа ребенка, к примеру, о намечающейся
в школе поездке летом на Черное море, мы мысленно
выстраиваем систему доказательств и аргументов, почему нашему ребенку
туда ехать нельзя, и отчего ничего с поездкой не получится.
Ошибка
шестая. Размышляем о своем во время разговора с ребенком.
Ребенок нам
что-то рассказывает, объясняет, описывает. А мы молчим, не перебивая его, вроде
бы слушаем. Но, на самом деле, мы глубоко погружены в свои собственные думы. Мы
прикидываем, как дотянуть до следующей зарплаты, или где найти хорошего
стоматолога, или как лучше построить разговор со своим начальником, или ... В
общем, темы наших размышлений могут быть самыми разными. Разумеется, у нас,
взрослых, много проблем, некоторые из которых требуют незамедлительного
решения. Но, уважаемые взрослые, неужели мы с вами не может найти хотя бы
немного времени (но ежедневно!), чтобы внимательно выслушать собственного ребенка?!
Ошибка
седьмая. Сразу все критикуем и отрицаем из того,
что предлагает ребенок.
Во
время разговора с ребенком по любому поводу
высказываем свои критические замечания и отрицательные суждения. В таком случае
мы, взрослые, абсолютно уверены в собственной правоте. Мы свято верим в
принцип: родители всегда правы, а дети всегда неправы. Мы не допускаем мысли,
что у ребенка может быть свое мнение, суждение, свое восприятие по какому-либо вопросу. Ведь ребенок должен думать,
чувствовать и рассуждать, как это делаем мы, его родители. Свою задачу в
разговоре с ребенком мы видим в том, чтобы
опровергнуть его мнение или суждение и навязать ему наше. Мы не оставляем за
ним права быть другим человеком.
Ошибка
восьмая. Подвергаем речевые сообщения ребенка своей цензуре,
выбирая по своему усмотрению то и концентрируясь на том, что лично нам значимо
и важно в данный момент, а не то, что актуально для ребенка.
Диалог
№ 4.
Дочь:
Мама, такой день рождения у Светы был! Так все было
классно! Представляешь, мы все сами организовывали у нее в
квартире.
Мама: А
что же, взрослых не было что ли во время вашей этой вечеринки?
Дочь:
Мам, знаешь, мы сами салаты нарезали на кухне и мороженое сами делали. У Светки
такой прибор есть — электромороженица называется.
Мама:
Нет, подожди, а кто из взрослых — Светины родители, бабушка, сестра — кто вам
помогал?
Дочь:
Мам, так этот прибор — он такое вкусное мороженое делает, просто класс! А потом
туда надо шоколад и орехи докладывать, а можно сироп или кокосовую стружку.
Мама:
Ты не ответила на мой вопрос — кто из взрослых помогал вам готовить и вообще
находился в квартире во время вечеринки.
Дочь:
Мам, да все Светины родственники там были — родители, бабушка с дедушкой,
сестра и тетя ее. Мам, да я не об этом. Мне так
мороженое понравилось. Ты бы какое хотела мороженое — ванильное, с орехами и
шоколадом или с кокосовой стружкой?
Мама:
Мороженое, наверное, холодное было. Как бы у тебя горло не заболело. Дочь: Да
нет, мам не заболит! А мы можем на мой день рождения разного мороженного на
стол поставить для моих гостей? Я хочу, чтобы много было и разного!
Мама: А
ты что же, много мороженного там съела?! Ну вот, теперь точно горло заболит, и
будешь кашлять!
Дочь:
Мама, да ничего у меня не заболит! Слушай, мам, а после мороженного мы все во
двор гулять пошли, на горку кататься. У них там такая горка классная есть во
дворе, специально залитая для детей.
Мама: А
ты застегнулась, когда на улицу пошла? А шарф два раза вокруг шеи обмотала?
Варежки надела?
Дочь:
Да надела-надела! (Девочка отходит от матери и замолкает).
Ошибка
девятая. Сразу же по ходу любого речевого сообщения даем ребенку
свои советы, инструкции, указания. Это значит, что мы, взрослые, опять не
слушаем своих детей, а вместо этого советуем им что-то, бесконечно инструктируем
и поучаем их.
Ошибка
десятая. Стремимся быть всегда правыми и выйти из любого разговора
победителем.
В любом
разговоре мы никогда не меняем своего мнения. Всегда настаиваем на своем. Не
признаем собственных ошибок перед ребенком.
Ни за что перед ним не извинимся. Ни в чем не уступаем. А только
стоим на своем, давим, наезжаем, упорствуем и настырничаем.
Правило
родительского движения по жизни: родителям вовсе не обязательно всегда
оказываться правым в споре или разговоре с ребенком.
Главное — быть терпимым и умным!
Ошибка
одиннадцатая. Во время разговора с ребенком мы тут же начинаем
высказывать свои собственные суждения, к сожалению, очень часто - резко
отрицательные и критичные. В любом разговоре мы так часто осуждаем и своего ребенка, и
других людей, навешиваем ярлыки, бесконечно морализируем и критикуем всех и вся
вокруг.
Ошибка двенадцатая. Сравниваем своего ребенка с другими не в его
пользу.
Ошибка
тринадцатая. Угрожаем ребенку, оскорбляем и унижаем его,
обвиняя во всем.
Вместо
упреков и обвинений в адрес ребенка:
"Ты
мне все нервы измотал!"
"Ты
меня замучил своими двойками и проблемами в школе!"
"Ты
мне совсем не помогаешь по дому!"
Поговорите
не о ребенке, а о себе, о своих чувствах и эмоциях:
"Я
так нервничаю!"
"Я
очень переживаю за все эти проблемы в школе и очень расстраиваюсь из-за плохих
оценок!"
"Я
бы хотела, чтобы ты мне помогал по дому. Мне так тяжело делать одной все дела
после работы. Я сильно устаю".
Один из
самых трудновыполнимых советов для родителей: Не перебивайте своего ребенка!
Так просто! И как трудно! Попробуйте сами! Лично у меня не всегда это
получается!
Молчите
и слушайте!
Слушайте
и понимайте!
Просто
советы и одновременно призывы.
Просто
слушайте своих детей, уважаемые родители!
Слушайте
и не перебивайте!
Слушайте
и ни на что не отвлекайтесь!
Слушайте
и сочувствуйте, сопереживайте!
Слушайте
и проявляйте неподдельный интерес!
Слушайте
и не критикуйте!
Слушайте
и уважайте чувства своего ребенка!
Слушайте
и не поучайте!
Слушайте
и не занудствуйте!
Слушайте
и понимайте!
Слушайте
и воспринимайте!
Слушайте
и принимайте чувства и эмоции своего ребенка!
Слушайте
и принимайте его, как личность!
Слушайте
своего ребенка внимательно!
Слушайте
своего ребенка бесконечно!
Слушайте
его всегда!
Ссылки на очень полезные статьи для родителей:
Людмила,здравствуйте! Очень нужный пост! Спасибо! Это прямо материал для уголка родителей.
ОтветитьУдалитьДоброе утро, Алена Валерьевна! Очень хотелось, чтобы именно родители почитали это сообщение, так много невнимания со стороны родителей в наше время, хочется напомнить им, что это ваши дети, будьте к ним внимательны :-B
УдалитьСпасибо, Людмила Владимировна, за полезную информацию. С Вашего позволения отправляю ссылку на школьный сайт
ОтветитьУдалитьКонечно отправляйте, рада, что информация будет востребована!
УдалитьДобрый день, Людмила Владимировна! Очень полезные советы. Действительно - умение слушать дорогого стоит, и не только детей, но и взрослые друг друга часто не умеют слушать. Спасибо, что поделились, беру в свою копилку.)
ОтветитьУдалитьСлушать и слышать - это две большие разницы, иногда слышать своего ребенка бывает очень трудно!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Как это важно, уметь слушать и слышать своего ребенка! Спасибо за полезные советы!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Может родители почитают и будут более внимательнее к своим малышам :)
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Благодарю за отличный материал, с Вашего позволения, размещу в родительском уголке. :)
ОтветитьУдалитьБуду рада, Жанна Витальевна, если сообщение пригодится :-h
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимирона!
ОтветитьУдалитьАбсолютно согласна с коллегами - очень нужный и важный материал! В век информационных технологий и суеты многие люди разучились слушать собеседника,а многие, слушая, не слышат!
Мало того, что не слышат, просто и не пытаются, болтают по телефону, или кричат: "Ты меня достал своими вопросами". А потом будут локти кусать, но будет поздно, дети их не будут слушать и слушаться!
УдалитьЛюдмила Владимировна, спасибо вам за эту чудесную статью! Я, как социальный педагог, очень часто имею дело с семьями, где родители и дети не хотят услышать друг друга, грустно всё это... Обязательно воспользуюсь этим материалом!)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Юлия Александровна! Я сама, когда нашла это сообщение, была удивлена, как точно описаны все ошибки взрослых, прямо из жизни взяты! Надо срочно делать работу над ошибками тому, у кого они есть!
УдалитьЛюдмила, полезная и всегда актуальная информация. Собрала главные моменты, на которые очень важно обращать внимание.
ОтветитьУдалитьВиктория, спасибо за отклик, на самом деле интересная и полезная информация :)
УдалитьДобрый вечер, Людмила Владимировна! Интересный материал. Нужно будет завтра на работе распечатать. Вторник-среда - родительские собрания... Памятки родителям, что ли изготовить?... Наверное, так и сделаю!
ОтветитьУдалитьСпасибо! :)
Здравствуйте, Надежда Александровна! Памятка родителям - хорошая вещь, делайте так, как считаете нужным :) Спасибо, что заглянули :-h
УдалитьОчень понравилась статья. Анализировала себя и задавала вопрос: всегда ли я слышу своего ребенка? Казалось слышу, а оказалось - не всегда. Обязательно размещу статью в родительском уголке. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Нелли Анатольевна! Конечно же мы не всегда, в силу причин, можем выслушать своих близких, но речь идет о постоянном невнимании к детям, о постоянных ошибках у взрослых, поэтому в данном случае нужно анализировать, как вы, Нелли Анатольевна и стараться не делать этих ошибок!
Удалить