Учить
ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться
в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда
начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность,
делать это гораздо труднее. У
детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки,
координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.
Дети
этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно
по отношению к другим людям.
Умение
различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов
обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное
количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и
упражнений.
Для
отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать
следующие упражнения:
-
Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку,
взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
-
Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После
уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению
других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно
предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать
правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав
представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию
ориентировки в окружающем пространстве, например:
-
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:
"Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи
книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует
уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
-
Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или
изображениями.
-
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки,
взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается
вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
-
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева
от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева;
где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
Трудности
в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с
неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный
период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили
руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для
праворуких детей:
-
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски.
Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш,
использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее
движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными
карандашами, а не фломастерами.
- Можно
предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень
полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество
изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию
прописных букв.
-
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая,
вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает
мелкие мышцы пальцев.
-
Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа
бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода
аппликацию.
- Кроме
того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и
расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Е.Н.
Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием
моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с
образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо
из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их
на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры
букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через
тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые
предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в
20-е годы.
Готовя
ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются
карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.
Например:
-
Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
-
Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика
поставить точку.
-
Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
-
Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
-
Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем
показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону
предмета, который лежит на столе.
Доброе утро, Людмила Владимировна! Спасибо за нужные советы. В этом году взяла первый класс. Вот уж где "западающие" части при подготовке к школе выявились - это именно те, о которых Вы написали в своем посте. Ориентация в пространстве, право-лево, слабо развитая мелкая моторика руки. И еще ряд. Поэтому очень хотелось бы, чтобы родители и воспитатели очень серьезно отнеслись к Вашим рекомендациям.
ОтветитьУдалитьЯ много времени уделяю этим пунктам на занятиях. Иногда у детей идет хорошо, а иногда как первый раз слышат об этом:"Где лево, где право?....."
ОтветитьУдалить